По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 17.12.2013 N 1464 "На приказ управления образования и науки Тамбовской области от 20.12.2011 N 3323 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью" "



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. № 1464

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 20.12.2011 № 3323 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "УСТРОЙСТВО
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В
СЕМЬЮ" (В РЕДАКЦИИ ПРИКАЗОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.02.2012 № 435, ОТ 11.10.2013
№ 2969)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления образования и науки Тамбовской области от 20.12.2011 № 3323 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью" (в редакции приказов управления образования и науки Тамбовской области от 13.02.2012 № 435, от 11.10.2013 № 2969) (далее - Приказ).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие приказов управления образования и науки Тамбовской области:
от 20.12.2011 № 3323 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью". Текст указанного нормативного правового акта опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 27.12.2011 № 148 (1230);
от 13.02.2012 № 435 "О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 20.12.2011 № 3323 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью". На момент проведения экспертиз сведений об официальном опубликовании данного нормативного правового акта не поступало;
от 11.10.2013 № 2969 "О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 20.12.2011 № 3323 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью". Текст указанного нормативного правового акта опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 15.10.2013 № 805.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий при осуществлении полномочий по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, что в соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления образования и науки Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в редакции от 23.07.2013 № 245-ФЗ), Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 № 317-ФЗ) (далее - СК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 25.11.2013 № 317-ФЗ), от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.07.2013 № 251-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (в редакции от 02.07.2013 № 558) (далее - Постановление Правительства РФ № 423).
Подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесены организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.
На основании части 1 статьи 123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
На основании части 4 статьи 3 Федерального закона № 48-ФЗ структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с указанным Федеральным законом и Федеральным законом № 184-ФЗ.
Постановлением главы администрации Тамбовской области от 02.06.2011 № 14 управление образования и науки Тамбовской области определено исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, уполномоченным на осуществление действий, направленных на реализацию полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Таким образом, Приказ принят во исполнение норм федерального законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, выявлены следующие коррупциогенные факторы.
1. В соответствии с подпунктом 2.7.1.2. пункта 2.7. раздела 2 административного регламента предоставления государственной услуги "устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью", утвержденного рассматриваемым Приказом (далее - Административный регламент), предоставление заявителем неполного пакета документов, указанных в пунктах 2.6.1 - 2.6.11, 2.6.2 Административного регламента, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Однако на основании абзаца 3 пункта 5 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (далее - Правила), в случае, если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами "в", "г" и "л" пункта 4 Правил, указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, пункт 2.6 раздела 2 Административного регламента не содержит подпункт 2.6.11.
Таким образом, положения подпункта 2.7.1.2 пункта 2.7 раздела 2 Административного регламента, устанавливающие неопределенные и обременительные требования к гражданам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав, содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).
2. Согласно подпунктам 2.7.1.2 - 2.7.1.4 раздела 2 Административного регламента, предоставление заявителем неполного пакета документов, неправильного оформления документов, отсутствия в них необходимых для предоставления государственной услуги сведений, либо наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание, является основаниями для отказа в приеме документов.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2.7.1.5 пункта 2.7 раздела 2 и подпунктом 3.2.5 пункта 3.2 раздела 3 Административного регламента, в случае несоответствия установленным требованиям содержания или оформления представленных заявителем и органом местного самоуправления документов, а также отсутствия необходимых документов специалист сообщает заявителю и специалисту органа местного самоуправления о необходимости представить недостающие или исправленные, или оформленные надлежащим образом документы либо направляет уведомление об отказе в приеме документов.
Вышеуказанные положения создают возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц), что в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Методики является коррупциогенным фактором.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагаем устранить допущенные нарушения.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст Административного регламента содержит нарушения юридико-технического характера, а также внутреннюю несогласованность норм.
1. В подпункте 2.6.4 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента нарушена сквозная нумерация подпунктов, а именно, после подпункта 2.6.4.3 указан подпункт 2.6.3.4, в связи с чем необходимо нумерацию подпунктов привести в соответствие.
2. В пункте 2.7 также нарушена сквозная нумерация подпунктов, а именно, после подпункта 2.7.1 следует подпункт 2.7.1.2. Рекомендуем нумерацию подпунктов привести в соответствие.
3. Раздел 5 Административного регламента, устанавливающий порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, в нарушение части 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, содержит перечень оснований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), при которых ответ на обращение граждан не дается.
В соответствии с частью 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ положения, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом № 59-ФЗ.
На основании изложенного, рекомендуем пункты 5.8 - 5.11 исключить из раздела 5 Административного регламента.
Кроме того, раздел 5 Административного регламента не содержит перечень случаев, при которых заявитель может обратиться с жалобой, в связи с чем предлагаем раздел 5 привести в соответствие с главой 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в адрес Управления.

Начальник
А.В.Турецких


------------------------------------------------------------------