По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение администрации Тамбовской области от 30.10.2013 N 485-р "О концепции развития детского общественного движения в Тамбовской области на 2013 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 485-р

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

В целях создания условий для развития детского общественного движения Тамбовской области на основе укрепления взаимодействия между детскими объединениями различной направленности, повышения воспитательной роли детских общественных объединений в развитии личности:
1. Одобрить концепцию развития детского общественного движения в Тамбовской области на 2013 - 2017 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее распоряжение на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (http://www.tamlife.ru).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

И.о. главы администрации области
А.И.Алабичев





Приложение
к Распоряжению
администрации Тамбовской области
от 30.10.2013 № 485-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

1. Общие положения

На современном этапе социально-экономического развития российского общества особое значение придается формированию человеческого капитала. Особое внимание государство уделяет проблемам детей и подростков. В сфере образования задан вектор на подготовку таких граждан страны, которые могли бы самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации, быть творческими и уверенными в себе людьми. Образовательные стандарты нового поколения большое значение придают личностным результатам обучающихся, к которым относятся: формирование основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережное отношение к материальным и духовным ценностям, здоровому образу жизни.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способностью к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию, умением ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, самостоятельностью, мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе.
Первые представления о своем гражданском статусе, правах и обязанностях, об отношениях с властью, государством человек обретает в детстве: в семье, школе, в детском общественном объединении. Детское общественное движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
Детское общественное движение в его современном формате начало формироваться в 90-х годах XX века. Поддержка детского и молодежного движения стала одним из направлений государственной молодежной политики, что способствовало появлению глубоких качественных изменений в деятельности детского общественного движения страны. Детское движение России набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций и объединений, которые становятся хорошим подспорьем в воспитании подрастающего поколения. Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие - они осуществляют свою деятельность в форме общественных объединений, создаваемых как непосредственно путем объединения детей, так и через образование общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица. Детские общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 8-летнего возраста, и объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Детские общественные объединения приобретают самостоятельный социальный статус. Декларируется новая позиция взрослых, как равноправных членов детского общественного формирования.
Государство не является учредителем детских общественных объединений, но обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Детские общественные объединения на современном этапе развития страны становятся социальными площадками для воспитания высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, развивающих духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Сегодня в России действует около 500 тысяч молодежных и детских общественных объединений (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных). Прослеживается тенденция кооперации общественных объединений в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, др. Наиболее крупными детскими общественными объединениями являются:
Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций" (далее - СПО-ФДО), созданный в 1990 году и являющийся правопреемником Пионерского движения. На 1 октября 2012 г. в его состав входило 79 детских общественных объединений, в том числе 12 организаций из 9 зарубежных стран, одно общероссийское объединение, одно межрегиональное и 65 региональных детских организаций и объединений из 48 субъектов Российской Федерации. Это самое крупное международное детское общественное объединение, действующее на территории Российской Федерации;
Общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы "ДИМСИ", созданная в 1995 году. Организация действует более чем в 40 структурных подразделениях 36 субъектов Российской Федерации с численным составом в 10,7 тысячи человек;
Общероссийская детская общественная организация "Малая академия наук "Интеллект будущего" (далее - МАН), созданная в 1995 году. МАН имеет отделения в 57 субъектах РФ, количество участников образовательных проектов, реализуемых МАН - более 100 тысяч в год;
Общероссийская общественная организация "Национальная организация скаутского движения России" (НОСД) (создана в 1993 году), общероссийская общественная организация "Организация Российских Юных Разведчиков" (ОРЮР) (основана за рубежом в 1947 году, в России в 1990 году, юридически зарегистрирована в 1998 году), межрегиональная общественная детская и молодежная организация "Русский Союз Скаутов" (дата создания 1993 год) и детская межрегиональная общественная организация "Ассоциация девочек-скаутов" (АДС) (создана в 1999 году). Численность перечисленных скаутских организацией составляет более 10 тысяч человек из 58 субъектов Российской Федерации.
В 1992 году создан Национальный совет молодежных и детских объединений России. На сегодняшний день Совет является зонтичной структурой для 43 общероссийских и 6 межрегиональных общественных организаций, а также 29 координационных советов ("круглых столов") молодежных и детских объединений регионов Российской Федерации.
Вектор, заданный государством на формирование позитивного социального опыта подрастающего поколения страны, его гражданское становление и духовно-нравственное воспитание, актуализирует необходимость выработки на региональном уровне стратегии развития детского общественного движения на долгосрочную перспективу.
Концепция развития детского общественного движения в Тамбовской области (далее - Концепция) является документом, в котором зафиксировано единое понимание миссии детского общественного движения в современной социально-образовательной среде региона, дана характеристика его состояния, обозначены направления дальнейшего развития; обоснована необходимость межведомственного взаимодействия по совершенствованию деятельности детских общественных организаций и объединений в Тамбовской области.
Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, цели и задачи развития детского общественного движения на период 2013 - 2017 годы.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Законом Тамбовской области от 3 мая 2007 г. № 191-З "О молодежной политике в Тамбовской области", Стратегией действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы, Концепцией развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы, Концепцией развития системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2010 - 2014 годы и другими федеральными и областными законами и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере деятельности детских общественных объединений.

2. Понятия, используемые в Концепции

Детское общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан, в которое входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения в соответствии с действующим законодательством.
Детская общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, в которое входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Детское общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Детское общественное движение Тамбовской области - это совокупность действий и деятельность детских общественных объединений разных типов и видов (организаций, союзов, обществ, клубов, команд, отрядов, а также их ассоциаций), существующих в регионе.
Инфраструктура среды детского движения - предприятия, учреждения и организации, службы и социальные институты, поддерживающие деятельность детских общественных объединений, их взаимодействие и развитие.
Пространство деятельности детских общественных объединений - места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (образовательные организации, клубы по месту жительства, учреждения культуры и спорта) и окружающая социокультурная среда, создающая необходимые условия для гражданской социализации детей, их успешной самореализации в различных видах социально значимой деятельности.
Государственная поддержка детских общественных объединений - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни, а также охрану и защиту их прав.
Организатор детского общественного движения - социальная роль взрослого, работающего профессионально или на инициативных началах в общественном объединении детей.
Старший вожатый - педагог, работающий с членами детских общественных объединений.
Формирование банка данных о детском общественном движении Тамбовской области - процесс мониторинга, обработки и хранения информационных данных о количестве и деятельности детских общественных объединений разных типов и видов (организаций, союзов, обществ, клубов, команд, отрядов, а также их ассоциаций), существующих в регионе.
Лидер - член детского общественного объединения с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для него ситуациях. Лидер может быть формальным (официально назначенным) и неформальным (признаваемым коллективом).
Актив - наиболее деятельная, инициативная часть членов детского общественного объединения.

3. Характеристика детского общественного движения Тамбовской
области

В Тамбовской области активно ведется работа по формированию и развитию системы деятельности детских общественных объединений.
Всего членами детских общественных объединений являются около 70 тысяч обучающихся образовательных организаций области, 80% от общего количества обучающихся.
Детские общественные объединения действуют на базе 418 образовательных организаций общего образования, 23 образовательных организаций дополнительного образования детей (34% от общего количества организаций дополнительного образования детей), 8 образовательных организаций интернатного типа (30% от общего количества организаций данного типа).
В образовательных организациях области действуют детские общественные объединения по направлениям деятельности: патриотическое - 224 (4016 участников), Союз детских организаций - 352 (62300 участников), скаутское - 2 (200 участников), экологическое - 137 (3389), спортивно-оздоровительное - 289 (5127 участников), туристско-краеведческое - 73 (1372 участника), правовое - 10 (643 участника), интеллектуальное - 106 (5200 участников), тимуровское - 21 (2570 участников).
Самой многочисленной детской общественной организацией области является Тамбовская региональная общественная организация "Союз детских организаций" (далее - СДО), который входит в состав СПО-ФДО.
СДО создан в 1991 году, объединяет 30 территориальных городских и районных детских организаций и является системообразующим для детского общественного движения области.
Ежегодно проводится паспортизация детских общественных объединений, входящих в его состав, разработка и реализация долгосрочных и краткосрочных программ деятельности.
Начиная с 1993 года Союз детских организаций проводит Ассамблеи - общие сборы делегированных представителей входящих в СДО детских общественных организаций области (по две ежегодно с охватом более 100 человек каждая). Ассамблеи СДО представляют собой уникальный инструмент формирования лидерских качеств, направленных на развитие детских социальных инициатив, формирование и обучение лидерского актива, творческое и ценностно-ориентированное развитие членов детского движения.
В 2007 году в Тамбовской области создано региональное отделение общероссийской детской общественной организации "Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего" (МАН). В настоящее время МАН объединяет 93 научных общества учащихся (НОУ) в 68 образовательных организациях из 16 муниципальных образований области. Членами НОУ области являются 5115 обучающихся 1 - 11 классов. Работа проводится по образовательным областям: экономика, социология, психология, обществознание, литература, история, информатика, математика, физика и биология.
С 2006 года в Тамбовской области действует региональное отделение Общероссийского общественного детского экологического движения "Зеленая Планета", объединяющего 160 детских коллективов из 30 муниципалитетов (около 10000 обучающихся области). Целью деятельности объединения является воспитание у подростков бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям, таким как историческое, культурное и природное наследие родного края; развитие сотрудничества детских коллективов в области экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной творческой и природоохранной деятельности.
На территории области действует 2 скаутских объединения, членами которых являются 200 человек. Одна из них, созданная на базе Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения - общеобразовательной школы-интерната "Мичуринский лицей-интернат", является региональным представителем Российской Ассоциации Навигаторов/Скаутов.
В целях поддержки детских общественных объединений в области созданы:
муниципальное бюджетное учреждение "Дом молодежи" г. Тамбова, целью которого является повышение социального статуса молодежи и ее стартовых возможностей, поддержка молодежных инициатив, а также наполнение новым содержанием форм проведения свободного времени подростков и молодежи;
центр по работе с детскими общественными объединениями (на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" (далее - ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"), координирующий работу по взаимодействию детских общественных объединений, развитию детского общественного движения Тамбовской области, а также осуществляющий организационно-методическое сопровождение деятельности детских общественных объединений в образовательных организациях области;
сеть образовательных организаций общего и дополнительного образования, являющихся опорными площадками по отработке моделей деятельности детских общественных объединений;
музей истории детского движения (на базе ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"), осуществляющий экспозиционную, научно-исследовательскую, организационно-методическую, учебно-просветительскую деятельность.
В целях выявления опыта работы лучших детских общественных объединений, развития школьных самоуправленческих инициатив ежегодно проводится более 30 областных мероприятий, в которых участвуют детские общественные объединения.
На базе Центра творчества и оздоровления "Космос" (ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества") ежегодно проводится областная профильная смена "Лидер XXI века", в работе которой принимают участие около 150 лидеров детского общественного движения области.
Ежегодно проводятся: форум детских общественных организаций, коммунарские сборы, ассамблеи детских организаций. Более 30 лидеров детских общественных объединений каждый год принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений "Лидер XXI века".
Важнейшим ресурсом детского движения является его кадровое обеспечение. В детских организациях области работает около 200 старших вожатых. Детское движение в муниципалитетах курируют методисты, педагоги-организаторы.
Курсовая подготовка для руководителей детских общественных объединений осуществляется Институтом повышения квалификации работников образования по программам: "Использование современных воспитательных технологий в становлении и развитии детского движения на Тамбовщине", "Современные подходы к повышению эффективности работы детских общественных организаций в условиях модернизации образования".
На базе Тамбовской региональной общественной организации "Союз детских организаций" работают: школа стажера, школа вожатого, областная школа актива.
На базе Центра по работе с детскими общественными объединениями (ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"):
организуются областные научно-практические семинары для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей детских общественных объединений, работников образовательных организаций, курирующих деятельность детских общественных объединений;
действует "Школа вожатского мастерства" (2013 г. - 54 чел., 2012 г. - 47 чел.);
работает очно-заочный консультационный пункт (ежегодно - около 250 консультаций);
проводятся мастер-классы по вопросам использования современных воспитательных технологий в организации работы детских общественных объединений, волонтерских отрядов, школ лидерского образования, ученического самоуправления (2013 г. - 586 чел., 2012 г. - 570 чел.).
Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" в рамках программно-методического и информационного сопровождения работы по развитию детского движения в области ведется разработка программ дополнительного образования детей, программ внеурочной деятельности, нацеленных на формирование социальных компетенций и лидерских качеств обучающихся.
В детском общественном движении области прослеживается тенденция к усилению взаимодействия детских объединений между собой и с социальными партнерами: школой, семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, образовательными организациями дополнительного образования детей, культуры и спорта, средствами массовой информации. Совместное участие в акциях, проектах, программах, форумах показывает необходимость взаимодействия в рамках единого информационного пространства для развития каждого отдельного объединения.
Вместе с тем, в работе по развитию детского общественного движения области существует ряд проблем.
В области не сформирован единый информационный банк о существующих в регионе детских общественных объединениях, что негативно влияет не только на процессы координации, но и на ресурсное обеспечение и предоставление адресной информационной и организационно-методической поддержки деятельности детских общественных объединений различных типов, направленностей и организационно-правовых форм.
Не в полной мере обеспечен равный доступ различных детских общественных объединений к имеющимся в области информационным, правовым, методическим и другим ресурсам.
Недостаточно развита система межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций в интересах детского общественного движения, предусматривающая включение мероприятий детских общественных объединений в план работы организаций, проведение совместных мероприятий, акций, совместную реализацию проектов и программ.
В области не создана система обучения лидеров детских общественных объединений. На областном уровне ежегодно обучение проходят около 300 человек из 70000 членов первичных детских организаций, что недостаточно для обеспечения эффективного развития и активизации деятельности детских организаций области в ближайшей перспективе.
Не активно привлекаются к деятельности детских общественных объединений дети группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Существует проблема обеспечения профессионально компетентными специалистами (вожатыми, старшими вожатыми, педагогами-организаторами, др.), осуществляющими педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений в образовательных организациях.
Не в полной мере деятельность детских общественных объединений обеспечена материально-техническими ресурсами.
Обозначенные проблемы могут быть решены только путем консолидированной и целенаправленной работы заинтересованных ведомств и структур по созданию условий для реализации гражданских прав детей на объединение и участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, а также поддержке детского общественного движения области.

4. Цель и задачи Концепции

Настоящая Концепция имеет своей целью определение направлений развития детского общественного движения Тамбовской области на основе взаимодействия между детскими объединениями различной направленности, включения детей в активную социально и личностно значимую деятельность, информационно-методического сопровождения, формирующего у них базовые национальные ценности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить комплекс основных задач:
разработать и реализовать систему взаимодействия детских общественных объединений различной направленности, обеспечивающую координацию их деятельности;
обеспечить ресурсное, в том числе научно-методическое и информационное, сопровождение деятельности детских общественных объединений;
сформировать банк данных о детском общественном движении Тамбовской области;
развивать кадровый корпус высококвалифицированных специалистов, сопровождающих деятельность детских общественных объединений;
способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, участвующих в деятельности детских общественных объединений, привитию им базовых национальных ценностей.

5. Основные направления развития детского общественного
движения в Тамбовской области

Направление 1: сохранение, развитие сети действующих детских
общественных объединений

В данное направление входит:
разработка и реализация системы взаимодействия детских общественных объединений различной направленности, обеспечивающей координацию их деятельности;
формирование у детей устойчивой мотивации к общественной самореализации, достижению социально значимых целей;
создание условий для свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности, профиля детского общественного объединения;
создание условий для привлечения в детские общественные объединения детей группы социального риска, детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности, направленных на развитие личности детей, духовно-нравственное воспитание, формирование лидерских качеств, эффективную социализацию;
создание условий для системного обучения лидеров детских общественных объединений различной направленности, в том числе с использованием медиаресурса;
стимулирование инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности детских общественных объединений;
пропаганда и популяризация лучшего опыта деятельности детских общественных объединений;
содействие взаимодействию на принципах социального партнерства детских общественных объединений с государственными и муниципальными организациями, промышленными предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями;
проведение ярких массовых публичных мероприятий, демонстрирующих солидарность сообщества детских общественных объединений области, района, населенного пункта.
Показатели результативности:
охват детей в возрасте от 8 до 18 лет детским общественным движением - не менее 80% от общей численности детей данного возраста;
доля детей группы социального риска, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, входящих в детские общественные объединения, - не менее 20% от общей численности детей данных категорий;
доля детских общественных объединений, включенных в систему взаимодействия и сотрудничества, в общей численности детских объединений области - 100%;
доля членов детских общественных объединений, принимающих участие в системном обучении актива детских общественных объединений различной направленности, - не менее 10% от общей численности детей, входящих в детские объединения области.

Направление 2: совершенствование ресурсного обеспечения
развития детского общественного движения

В данное направление входит:
формирование банка данных о детском общественном движении Тамбовской области, проведение мониторинга, обработки и хранения информационных данных о количестве и деятельности детских общественных объединений разных типов и видов (организаций, союзов, обществ, клубов, команд, отрядов, а также их ассоциаций), существующих в регионе;
проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского и молодежного движения;
нормативно-правовое сопровождение деятельности детских общественных объединений области (аккумулирование и изучение нормативных правовых актов, информирование детских общественных объединений об изменениях в законодательной базе, касающейся их деятельности; консалтинговые правовые услуги);
научно-методическое сопровождение развития детского общественного движения области (аккумулирование, систематизация, изучение и отбор научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений (далее - ДОО); разработка методических пособий и рекомендаций для участников ДОО; оказание консалтинговых методических услуг);
информационное сопровождение деятельности детских общественных объединений области (активное использование новых информационных технологий, телекоммуникационных проектов и дистанционного обучения в работе с детскими общественными объединениями; создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений области; сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам ДОО; развитие сети собственных информационных ресурсов детских общественных объединений, имеющих обязательную версию в сети Интернет; стимулирование открытых дискуссий, проблемных публикаций в муниципальных и региональных средствах массовой информации, проведение специализированных пресс-конференций);
укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений (расширение системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений за счет бюджетных и внебюджетных средств; проведение специальных мероприятий по поощрению организаций и представителей бизнеса, оказавших материальную поддержку ДОО в осуществлении ими социально значимой деятельности; обучение руководителей ДОО основам фандрайзинга, правилам ведения финансово-хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях и пр.);
развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций в сфере детского общественного движения области;
развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений;
персонификация детского движения: активная реклама достижений конкретных лидеров, волонтеров и руководителей детских объединений.
Показатели результативности:
системное ведение банка данных о детском общественном движении Тамбовской области;
число детских общественных объединений, включенных в систему ресурсной поддержки на областном или муниципальном уровнях, в общем количестве детских объединений области - не менее 30 объединений в год;
функционирование медиаресурса регионального уровня (сайт, портал), обеспечивающего информационное сопровождение развития детского общественного движения Тамбовской области;
системное межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных, частных организаций и учреждений в интересах детского общественного движения области.

Направление 3: укрепление кадрового потенциала для
педагогического сопровождения развития детского
общественного движения

В данное направление входит:
содействие наиболее полному обеспечению муниципальных детских общественных объединений кадрами освобожденных руководителей, вожатых и старших вожатых;
разработка и реализация образовательных программ переподготовки и повышения квалификации, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в работе с детскими общественными объединениями;
организация системы стажировок педагогических работников в образовательных учреждениях, в которых созданы детские общественные объединения;
формирование социального заказа на повышение квалификации педагогических кадров, участвующих в сопровождении деятельности детских общественных объединений;
проведение для педагогических работников научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов", рабочих встреч, мастер-классов по проблемам деятельности детских общественных объединений;
создание школы лидерского образования и вожатского мастерства для взрослых участников детских общественных объединений;
мотивирование организаторов детского движения для участия в конкурсах профессионального мастерства;
осуществление на постоянной основе взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе предоставление базы и содействие в проведении студенческой практики, вовлечение студентов в исследовательскую работу по проблематике детского и молодежного общественного движения.
Показатели результативности:
степень сохранности педагогических кадров (вожатые, старшие вожатые, освобожденные руководители детских общественных объединений), сопровождающих детское общественное движение - не менее 90%;
доля детских общественных объединений (в том числе первичных), обеспеченных кадровым сопровождением педагогических работников, в общем количестве детских объединений области - 100%;
количество мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагогических работников, осуществляющих сопровождение деятельности детских общественных объединений (вожатые, старшие вожатые, освобожденные руководители детских общественных объединений) - не менее 15 мероприятий в год.

6. Управление реализацией Концепции

Координация деятельности детских общественных объединений всех типов и направленностей на территории Тамбовской области на областном уровне осуществляется Центром по работе с детскими общественными объединениями (на базе ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"), на муниципальном уровне - муниципальными Центрами.
Ресурсное обеспечение деятельности детских общественных объединений области возлагается:
в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки кадров - на Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";
в части нормативно-правового, информационного, организационно-методического обеспечения, распространения передового опыта - на Центр по работе с детскими общественными объединениями (на базе ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"), СДО Тамбовской области.
Работа по развитию детского общественного движения Тамбовской области на областном и муниципальном уровнях строится в соответствии с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные настоящей Концепцией.

7. Основные механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции развития детского общественного движения Тамбовской области на 2013 - 2017 годы будет осуществляться с использованием следующих механизмов:
программно-целевой метод управления (это позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с детскими общественными объединениями. В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать комплекс мер по ее реализации. Концепцию, проекты и планы предполагается конкретизировать в ведомственных программах, проектах и планах развития каждого муниципалитета, отдельных учреждений, в которых созданы детские общественные объединения);
приоритетное развитие ресурсной базы детского общественного движения области (планомерное создание, наращивание и распределение ресурсов, необходимых для устойчивого развития детского общественного движения Тамбовской области).

8. Оценка эффективности реализации Концепции

Основными критериями оценки эффективности реализации Концепции являются:
положительная динамика состояния детского общественного движения на территории области (через ежегодный мониторинг);
определение уровня вовлеченности детей в возрасте от 8 до 18 лет в детские общественные объединения (через многокомпонентный анализ данных);
определение тенденции к взаимодействию, сотрудничеству и консолидированной масштабной деятельности детских общественных объединений (через сравнительный анализ статистических данных);
определение уровня социальной значимости детского общественного движения в социально-экономическом развитии области (через анализ статистических данных).

И.о. главы администрации области
А.И.Алабичев


------------------------------------------------------------------