По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 17.07.2013 N 33-2031 <Об оставлении без изменения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года и определения Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2013 года, которыми было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Моршанского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года N 500 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Моршанска Тамбовской области" в части изменения порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения компетенции>



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. № 33-2031

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Е.Н. об оспаривании решения Моршанского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года № 500 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Моршанска Тамбовской области" в части изменения порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения компетенции;
по апелляционной жалобе и частной жалобе К.Е.Н. на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года и определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2013 года,
заслушав доклад судьи Л.И.В.,

установила:

Решением Моршанского городского Совета народных депутатов № 500 от 25 сентября 2012 года "О внесении изменений и дополнений в Устав города Моршанска Тамбовской области" в Устав города Моршанска были внесены изменения, в том числе относительно порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения компетенции.
К.Е.Н., полагая, что данным решением созданы препятствия для осуществления прав и свобод, как его, так и народа г. Моршанска по выбору главы муниципального образования (города Моршанска) в сентябре 2013 г., в связи с окончанием полномочий главы города, избранного в 2008 г. сроком на 5 лет, обратился в суд с заявлением о его оспаривании в части изменения порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия компетенции. Указал, что целью внесения изменений и дополнений в Устав г. Моршанска решением № 500 от 25.09.2012 г. городского Совета народных депутатов заявлено приведение Устава г. Моршанска в соответствие с изменениями и дополнениями в Федеральных законах (листы 1, 2 решения № 500, находящиеся в правовом поле данного решения). Однако, по его мнению, перечисленные в решении № 500 Федеральные законы не требуют внесения оспариваемых изменений в Устав г. Моршанска, так как исполнение главой города, избранного на прямых и свободных выборах в 2008 году сроком на пять лет, своих полномочий, соответствует ст. 36 ч. 2 п. 2 и ст. 37 ч. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". В 2010 году, также в соответствии с Уставом избран городской Совет народных депутатов и, из вновь образованного Совета, избран его председатель, согласно ст. 30 ч. 2 Устава. По мнению К.Е.Н., мотивированное обоснование по принятию решения № 500 в оспариваемой его части (требуемое на основании ст. 28 ч. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) имеет меньшую правомочность, чем правомочность более высокая и декларируемая в законах - прав и свобод народа и свободные выборы, закрепленные в Уставе г. Моршанска решением № 125 от 28.06.2005 г., а значит данное мотивированное обоснование не может быть объектом в пользу оспариваемой части решения № 500 городского Совета народных депутатов.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года требования К.Е.Н. оставлены без удовлетворения.
08 мая 2013 года К.Е.Н. было подано заявление о принятии по делу обеспечительных мер путем приостановления действия решения Моршанского городского Совета народных депутатов № 500 от 25.09.2012 г., в чем определением Моршанского районного суда от 13 мая 2013 года было отказано.
Не согласившись с решением и определением суда, К.Е.Н. поданы апелляционная и частная жалобы, в которых ставит вопрос об их отмене. Указав, что в результате принятия обжалуемого решения нарушены его избирательные права. Кроме того, заявитель полагает, что указанное решение противоречит нормам действующего законодательства. Указывает, что Устав города Моршанска принят решением городского Совета народных депутатов от 28.06.2005 года № 125 с закреплением в нем правовых основ местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления города и их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения их компетенции. В соответствии с данным Уставом 2 марта 2008 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением города Моршанска был избран глава города сроком на пять лет, то есть до марта 2013 года, когда и должны быть назначены выборы главы города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Городской Совет народных депутатов вместо подготовки к их назначению, ввиду приближающегося окончания срока полномочий главы города, принимает оспариваемое решение по передаче полномочий главы города председателю Совета народных депутатов и делает невозможным назначение муниципальных выборов в городе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права 8 сентября 2013 года согласно Уставу от 28.06.2005 года в ранее действующей редакции. В судебном решении нет доказательств о несоответствии Устава города до внесения в него оспариваемых изменений Федеральному закону от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" и невозможности его применения на предстоящих выборах в 2013 году. Судебное решение построено только на констатации прав заинтересованной стороны на внесение оспариваемых изменений в Устав города, однако доказательств необходимости таких внесений не приводится. В частной жалобе на обжалуемое определение суда указал, что суд фактически ушел от рассмотрения его ходатайства о принятии обеспечительных мер по существу.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Моршанска просит решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что внесение оспариваемых изменений в Устав г. Моршанска не противоречит нормам действующего законодательства, а лишь реализовывает законодательно установленное право муниципального образования самостоятельно определять порядок избрания главы города, что подтверждается п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Определением Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 г. № 1319-О-О. Обращает свое внимание на то, что представительный орган местного самоуправления, из состава которого в настоящее время избирается глава муниципального образования, является выборным органом. Следовательно, любой житель города имеет возможность, как принять участие в выборах в Моршанский городской Совет народных депутатов, так и лично баллотироваться на должность депутата, что в полной мере реализует право населения на участие в местном самоуправлении и гарантирует соблюдение избирательных прав жителей города.
Также возражения были принесены Моршанским городским Советом народных депутатов, в которых просят решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что оспариваемое решение Моршанского городского Совета народных депутатов № 500 от 25 сентября 2012 года прошло государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции по Тамбовской области, проект данного решения был направлен на правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуру г. Моршанска, которой дано положительное заключение, следовательно, данное решение соответствует требованиям действующего законодательства.
В письменных возражения прокурор г. Моршанска считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлены два варианта избрания главы муниципального образовании - либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из своего состава. Согласно прежней редакции Устава, глава города избирался на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории города и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Оспариваемым решением Моршанского городского Совета народных депутатов № 500 от 25 сентября 2012 года в Устав были внесены изменения относительно порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения компетенции, что является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
В судебном заседании К.Е.Н. настаивал на отмене решения и определения суда по приведенным в жалобах основаниям.
Глава города Моршанска С.Т.В., представитель администрации г. Моршанска по доверенности Г.Ю.С., представитель городского Совета народных депутатов по доверенности Т.А.А. просили решение и определение суда оставить без изменения, поддержав доводы своих письменных возражений, приведенные выше.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, считавшего решение и определение суда законным и обоснованным и не подлежащими отмене, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения и определения суда.
В соответствии с нормами ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных К.Е.Н. требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания нормативного акта в оспариваемой части недействующим, отсутствуют.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу ст. 130 ч. 2 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из ч. 2 ст. 34 указанного Федерального закона, глава муниципального образования входит в состав структуры органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Представительным органом местного самоуправления города Моршанска является Моршанский городской Совет народных депутатов, в исключительной компетенции которого находится внесение изменений и дополнений в Устав г. Моршанска (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст. 27 Устава г. Моршанска).
Так, решением Моршанского городского Совета народных депутатов № 500 от 25 сентября 2012 года в целях приведения Устава г. Моршанска в соответствие с действующим законодательством внесены изменения в Устав города Моршанска, в том числе и относительно порядка формирования органов местного самоуправления, их полномочий, принципов взаимодействия и разграничения компетенции, в соответствии с которыми глава города избирается представительным органом из своего состава.
Судом установлено и подтверждается материалами дела соблюдение представительным органом муниципального образования г. Моршанск процедуры внесения изменений в Устав, предусмотренной ст. 44, ч. 13 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, с учетом мнения населения посредством проведения публичных слушаний. Изменения Устава зарегистрированы и официально опубликованы.
При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что решение Моршанского городского Совета народных депутатов в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не может быть расценено как нарушающие права и свободы заявителя.
Судом проверялись и признаны несостоятельными доводы заявителя о нарушении его избирательных прав по тем основаниям, что изменяется порядок избрания главы города Моршанска и вместо муниципальных выборов, как это было предусмотрено положениями Устава в прежней редакции, глава города будет избираться представительным органом муниципального образования из своего состава.
В настоящее время законом предусмотрено право граждан на участие в выборах главы муниципального образования как в форме непосредственного участия в выборах, так и в форме участия в выборах депутатов представительного органа.
После вступления оспариваемого решения Моршанского городского Совета народных депутатов в силу заявитель сохранил право на участие в выборах главы муниципального образования путем участия в выборах депутатов Моршанского городского Совета народных депутатов, из числа которых выбирается глава города, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации и в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства.
По существу все доводы, изложенные заявителем, как в заявлении, так и в его апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в судебном решении и свидетельствуют только о несогласии с ней. Однако это не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в силу ч. 7 ст. 251 ГПК РФ подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта, определение суда об отказе в удовлетворении заявления К.Е.Н. о принятии по делу обеспечительных мер по основаниям, предусмотренным ст. 139 ГПК РФ, является законным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда являются должным образом мотивированными, материальный закон применен правильно, процессуальных нарушений допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены постановленного судом решения и обжалуемого определения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 29 апреля 2013 года и определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и частную жалобу К.Е.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------