По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.03.2013 N А64-8413/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 3 приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 27.07.2012 N 62-ж "О досрочном пересмотре тарифов на водоотведение и очистку сточных вод ОАО "Тамбовская сетевая компания" в части устанавливающей тариф для группы "прочие потребители">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. № А64-8413/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 г.

Арбитражный суд Тамбовской области рассмотрел в судебном заседании дело № А64-8413/2012 по заявлению
Открытого акционерного общества "Б", ООО "Р", КФХ "Н", ОАО "Е", ООО "П", ООО "Г", ЗАО "Х"
к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области
3-и лица: ОАО "Т", Прокуратура Тамбовской области
о признании недействительным п. 3 приказа от 27.07.2012 г. № 62-ж-31
при участии в заседании:
от заявителей: ОАО "Б" - Б.С.В., представитель по доверенности № 35 от 24.12.2012 г.: ООО "Р" - М.О.В., доверенность № 22 от 19.12.2012; ОАО "Е" - М.О.В., доверенность № 37/12 от 18.12.2012; ООО "П" - М.О.В., доверенность № 3 от 18.12.2012; ООО "Г" - М.О.В., доверенность № 16 от 01.12.2012; ЗАО "Х" - М.О.В., доверенность № 28 от 24.12.2012; КФХ "Н" после объявленного перерыва не явился
от ответчика - Т.Е.В., представитель по доверенности № 01-43/25 от 11.01.2013, начальник отдела тарифов
от третьих лиц:
от ОАО "Т" - Д.О.Н., представитель по доверенности № 006/007 от 11.01.2013 г.
от Прокуратуры Тамбовской области - Т.И.Н. юрист 1 класс, доверенность № 8-5-2013 от 09.01.2013 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Б", ООО "Р", КФХ "Н", ОАО "Е", ООО "П", ООО "Г", ЗАО "Х" обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействующими п. 3 приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 27.07.2012 № 62-ж "О досрочном пересмотре тарифов на водоотведение и очистку сточных вод ОАО "Тамбовская сетевая компания" в части устанавливающей тариф для группы "прочие потребители" и не соответствующим статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и приказу ФСТ России от 18.10.2011 г. № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" в части установленных для Тамбовской области предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Заявители ссылается на то, что оспариваемые положения приказа № 62-ж с 1 сентября 2012 года для абонентов водоотведения располагающимся в г. <...> Тамбовской области имеющим договорные отношения с ОАО "Т" повышены тарифы за водоотведение на 150,2% по сравнению с тарифом, действующим на начало 2012 года, что не соответствует закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу указанных в заявленных требования.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление) с заявленными требованиями не согласно, считает свой приказ соответствующим нормам законодательства.
Третье лицо - прокуратура Тамбовской области полагает оспариваемый пункт нормативного акта, как и весь акт в целом, принят в соответствии с законодательством о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19 по 26 февраля 2013 г. с вынесением протокольного определения.
Оценив представленные в дело доказательства, заслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд исходит из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Правовые основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в 2012 году определялись Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210 "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210).
В соответствии с Положением об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области (утверждено постановлением главы администрации области от 06.11.2012 № 110) Управление является исполнительным органом власти области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых им цен (тарифов).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Пунктом 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (подп. 4 п. 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ).
Вопросы регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и порядок согласования производственной программы организации коммунального комплекса определены ст. 9 Закона № 210-ФЗ, на основании ч. 1 которой регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (п. 7 ст. 9 Закона № 210-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. Для Тамбовской области максимальная величина роста тарифов с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлена в размере 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 111,9%.
В соответствии с приказом Управления от 27.10.2011 г. № 121-ж по муниципальным образованиям Тамбовской области установлены предельные индексы на период 2012 года установлены: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07 по 31.08.2012 - 106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 105,3%.
Тариф для прочих потребителей по г. <...> с календарной разбивкой составлял соответственно 15,71 руб., 16,15 руб. и с 01.09.2012 - 16,15 руб.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Не согласившись с установленным тарифом, который, по мнению Общества не учитывал их затрат, ОАО "Т" обратилась заявлением в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона № 210 к полномочиям Федеральной службы по тарифам относится рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, принимает решения, обязательные для исполнения.
По результатам рассмотрения досудебного спора между ОАО "Т" с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области Федеральной службой по тарифам издан приказ от 20.06.2012 г. № 410-д, которым частично удовлетворены требования ОАО "Т". Признаны экономически обоснованными расходы в сумме 12073,97 тыс.руб. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Тамбовской области предписано в установленном порядке досрочно пересмотреть установленные приказом от 26.12.2011 г. № 211-ж тарифы на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые ОАО "Т" потребителям г. <...> с 01.09.2012 г.
Кроме того, Управлению вменено в обязанность в течение 10 рабочих дней с даты установления тарифов представить в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России информацию об исполнении приказа с приложением заверенных надлежащим образом копий решения об установлении тарифов на оказываемые ОАО "Т" потребителям г. <...> Тамбовской области услуг по водоотведению и очистке сточных вод с 1 сентября 2012 года и на 2013 год, протоколов заседания правления (коллегии) на которых принималось решение, расчетов финансовых потребностей для реализации производственных программ ОАО "Т" на период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. и на 2013 год.
Затребованные документы представлены в ФТС России.
Согласно представленным расчетам предельный индекс в целом по Тамбовской области после повышения тарифов в отношении услуг оказываемых ОАО "Т" не превысил 111,9%.
Рост тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по каждой отдельно взятой организации, оказывающей услуги водоснабжения, водоотведения потребителям того или иного муниципального образования может составлять величину отличную (большую или меньшую) от утвержденного предельного индекса.
Оспариваемым приказом предельные индексы не изменялись.
В связи с чем заявленные требования, с учетом их уточнений, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителей.
Руководствуясь статьям 110, 167 - 170, 194, 195, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (248001, г. Калуга, ул. Кирова, д. 4) в течение одного месяца с даты принятия решения.


------------------------------------------------------------------