По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тамбовской областной Думы от 26.04.2013 N 774 "Об отчете главы администрации Тамбовской области О.И.Бетина о результатах деятельности администрации области за 2012 год"



ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. № 774

ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ О.И.БЕТИНА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ЗА 2012 ГОД

В целях реализации пункта б.2 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта б-2 статьи 54 Устава (Основного закона) Тамбовской области, депутатами Тамбовской областной Думы заслушан отчет и ответы на вопросы, поставленные областной Думой, главы администрации Тамбовской области О.И.Бетина о результатах деятельности администрации области за 2012 год.
Учитывая изложенное, Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Одобрить отчет главы администрации Тамбовской области О.И.Бетина о результатах деятельности администрации области за 2012 год (прилагается).
2. Во исполнение задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, считать первоочередными направлениями деятельности администрации области совместно с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществление комплекса мер, направленных на продолжение последовательного курса регионального развития, рост и модернизацию экономики региона, укрепление инвестиционного потенциала развития области, эффективную государственную поддержку бизнесу, кардинальное решение жилищного вопроса, повышение качества жизни и здоровья населения области, преодоление демографического кризиса, решение других актуальных задач современного общества.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Разместить текст отчета на официальном сайте Тамбовской областной Думы.

Председатель областной Думы
А.В.Никитин





ОТЧЕТ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ О.И.БЕТИНА О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

В отчетном 2012 году деятельность администрации области строилась в соответствии с ранее принятой Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития области.
Несмотря на быстро меняющиеся внешние факторы, регион устойчиво развивался и по многим направлениям занимал лидирующие позиции. Так, прирост промышленного производства составил 12,5 процента. Валовый региональный продукт, по оценкам, увеличился на 11,2 процента, что более чем втрое больше аналогичных общероссийских показателей (соответственно 2,6 и 3,4%).
Локомотивом экономического развития стал агропромышленный сектор области. В сельском хозяйстве объемы производства в 2012 году увеличились на 7,9 процента, в то время как в целом по России произошло снижение на 4,7 процента.
Объемы выпуска продукции перерабатывающей промышленности за год выросли почти на четверть (122,8%) (такого никогда не было). А в целом прирост производства по Госпрограмме АПК составил 17,5 процента.
Стала расти и отдача от ранее построенных животноводческих и птицеводческих комплексов. Производство мяса в целом по области только за один год увеличилось почти вдвое (на 189%). Хорошие перспективы и на этот год.
Продукции сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году произведено на 112 млрд. рублей, или на 17 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году. И это несмотря на то, что 2012 год сложился не самым удачным для растениеводства. Меньше было собрано зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. Но даже в таких условиях агропромышленный комплекс работал более устойчиво, чем прежде, за счет роста инвестиций в животноводство и переработку, которые сделали его динамично развивающимся.
Следующим по значимости для экономики области является строительный комплекс. Объем работ в этой отрасли вырос на 13,5 процента и составил 24,2 млрд. рублей. Введено 635,7 тысячи кв.м жилья, из них более 70 процентов - индивидуального. Количество выданных ипотечных кредитов за год увеличилось более чем в полтора раза и превысило 4 млрд. рублей. В расчете на душу населения введено почти 0,6 кв.м жилья, что значительно выше среднероссийского аналогичного показателя. Для сравнения в Белгородской области, которая является непререкаемым лидером в жилищном строительстве среди регионов страны, было введено 0,8 кв.м. К этому результату белгородцы шли более десяти лет.
По программам дорожных работ в 2012 году освоено почти 7 млрд. рублей. Из них 3,1 млрд. рублей было привлечено на модернизацию магистральных дорог. Объем направленных на строительство дорог средств увеличился по сравнению с предшествующим годом в 3 раза. В связи с таким инвестиционным ростом для более профессиональной организации работ было принято решение о разделении Управления транспорта и автомобильных дорог области на две самостоятельные структуры.
В результате усилился контроль за качеством подготовки проектно-сметной документации и проведением самих строительных работ. Был организован межсезонный ремонт проезжей части дорог.
Показатели, достигнутые в других сферах деятельности, также неплохие. Они приведены в таблице (не приводится).
В прошлом году в области было создано около двух тысяч новых рабочих мест. Численность официально зарегистрированных безработных граждан снизилась и находилась в пределах одного процента от экономически активного населения. Что считается оптимальным с точки зрения экономической целесообразности.
Средняя зарплата по области составила 16900 рублей. Ее рост - 18 процентов. А реальный рост, за минусом инфляции, - 12,5 процента.
Более чем на треть увеличилась и прибыль предприятий, превысив 8 млрд. рублей. Все это положительно сказалось на состоянии региональных финансов. Доходная часть консолидированного бюджета области увеличилась на 4,1 млрд. рублей и превысила 42,6 млрд. рублей. По уровню бюджетных доходов Тамбовщина заняла 7 место в ЦФО, опередив некоторые соседние регионы. Для сравнения: бюджетная обеспеченность экономически более мощной Липецкой области составила 38,1 тысячи рублей на одного жителя, а Тамбовской - 39,6 тысячи рублей.
Наша область активно участвовала на принципах долевого софинансирования в 55 федеральных программах. За счет чего было привлечено 15 млрд. рублей.
Все взятые на себя областным бюджетом обязательства выполнены.
Эти результаты получены прежде всего благодаря тому, что в Законе "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года" в свое время был правильно определен механизм его реализации - инвестиционное развитие. При этом акцент был сделан на качество роста и на строительство новых конкурентоспособных производств. Эти подходы позволили обеспечить рост инвестиций в основные фонды в 2012 году на 16,2 процента. По стране он был втрое меньше (6,6%). В целом объем капитальных вложений в экономику превысил 82,5 млрд. рублей. Напомню, что их сумма в 1999 году составляла несоизмеримую величину - менее 2 млрд.руб.
Сегодня в инвестиционном механизме активно задействованы средства областного бюджета. Только в прошлом году Тамбовская область на цели развития, по программам, вложила около 18 млрд. рублей своих средств. В результате на каждый рубль бюджета на эти цели было привлечено 4,7 рубля федеральных государственных средств, а за счет всех источников, включая средства инвесторов, - 9,3 рубля.
По отношению к ВРП объем инвестиций в последние годы достиг 37 - 40 процентов. Это вдвое выше данного показателя по России и превышает необходимый уровень соотношения инвестиций к ВРП - 25%, определенный как задание Указом Президента РФ к 2015 году. Такое соотношение свидетельствует о том, что более 40 процентов прироста ВРП по нашей области стало осуществляться за счет вновь введенных мощностей.
Важным стимулирующим фактором для инвесторов является нормативная база. В прошлом году были приняты решения по оптимизации регионального инвестиционного законодательства, направленные на защиту прав инвесторов и поддержку их деятельности. Более эффективно стали работать Межведомственный совет по инвестиционной политике и рабочая группа по государственно-частному партнерству.
Эти меры реализуются в соответствии с Программой улучшения инвестиционного климата Тамбовской области на 2011 - 2014 годы. Кроме того, в 2012 году были утверждены Инвестиционный меморандум, принята Инвестиционная декларация региона, которые устанавливают принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
По итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, проводимым рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тамбовская область в 2012 году вошла в тройку регионов-лидеров в номинации "Высокая эффективность государственного управления" и заняла 6 место по "Минимальному риску инвестирования" среди регионов России.
Но жизнь не стоит на месте. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденными в январе текущего года, совокупность сложившихся вызовов требует формирования новой модели развития страны. В качестве ее основной цели принято повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе интенсивного роста производительности труда, повышения инвестиционной и деловой активности, резкого усиления инновационной составляющей экономического развития.
Задачи по стабилизации экономики по итогам первого квартала текущего года на этой неделе были рассмотрены Президентом РФ. Им даны соответствующие поручения с учетом развития негативных процессов в мировой и российской экономиках.
Важным фактором в реализации всех этих поставленных задач является долгосрочная стабилизация условий для устойчивого экономического роста. Поэтому одной из приоритетных задач в 2013 году следует считать завершение работы по внедрению федерального Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Акцент должен быть смещен в сторону активного вовлечения в инвестиционный процесс муниципалитетов, особенно отдаленных и приграничных территорий области.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года было подчеркнуто, что "нужна своего рода инвестиционная карта, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время".
В текущем году в рамках бюджетного процесса нам предстоит кроме существующих программ разработать и реализовать 21 новую государственную программу, которые должны стать основными ориентирами в достижении целевых параметров. Для оценки эффективности реализации этих программ должна быть введена обновленная система показателей и созданы условия для общественного контроля. Необходимо также дополнительно отмобилизовать в областной инвестиционный фонд как минимум 2 млрд. рублей собственных доходов. И кроме того, провести оптимизацию кадастровой стоимости земель поселений области.
Для привлечения иностранных инвестиций, а здесь у нас, надо прямо сказать, показатели невысокие, предстоит перестроить работу профильного управления администрации области, а также более активно включиться в работу по созданию совместных предприятий с участием иностранных и отечественных предпринимателей. При этом необходимо будет задействовать такие новые организационные формы, как технопарки и особые экономические зоны.
Не затягивая сроков, уже в ближайшее время надо перейти к обслуживанию предпринимателей и инвесторов по принципу "одного окна". Чтобы можно было не только быстро получить необходимую для бизнеса информацию об области, но и многие государственные и муниципальные услуги.
Для этого следует более полно задействовать Многофункциональные центры. В области их сегодня создано восемь с охватом 63 процентов населения. В текущем году будет организована работа еще 8 МФЦ, а до конца 2015 года такие центры должны функционировать во всех городах и райцентрах области. Надеюсь также, что созданный в Российской Федерации институт полпредства по правам предпринимателей и недавно назначенный уполномоченный по защите прав предпринимателей при главе администрации области в текущем году начнут активно функционировать.
Приоритетным направлением стратегического развития области по-прежнему остаются промышленность и сельское хозяйство, где необходимо наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедряя новейшие технологии.
В 2012 году в основные фонды обрабатывающих производств, которые являются основой промышленности области, было направлено 4,2 млрд. рублей инвестиций, из них 1,1 млрд. рублей - на предприятия оборонно-промышленного комплекса. За счет этого производительность труда выросла за год на 14,4 процента, а объем отгруженной продукции приблизился к 100 млрд. рублей. По динамике роста промышленного производства область стала седьмой в Российской Федерации.
Однако надо признать, что для создания новых крупных производств таких средств явно недостаточно. Необходимо их кратное увеличение и концентрация в традиционных для области отраслях: машиностроении, химии, оборонно-промышленном комплексе и легкой промышленности.
В этих отраслях мы сохранили профессиональные кадры, а для инвесторов их наличие становится не менее важным фактором, чем возможность привлечения кредитных финансовых ресурсов. Только в промышленности в текущем году должно быть создано не менее 1500 современных высокооплачиваемых рабочих мест.
Перспективным для нас может стать вхождение в федеральные программы по "биоэкономике". До конца года должно быть запущено в эксплуатацию достаточно крупное по российским меркам производство ферментов в Первомайском районе.
Активно ведутся переговоры с крупными российскими и международными компаниями по производству биополимеров, созданию совместных предприятий в легкой промышленности.
Стало уже традиционным ежегодное обсуждение на заседании Ассоциации промышленников и предпринимателей темы земельного налогообложения. Но сегодня на существующих предприятиях не используются обширные территории, которые можно было бы задействовать для развития малого производственного бизнеса.
Оборот хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства области вырос в 2012 году на 10 процентов и достиг 169,5 млрд. рублей, что составляет 53 процента от оборота всей экономики области. Вместе с тем, большая часть предприятий малого бизнеса по-прежнему сосредоточена в сфере услуг. Такое положение необходимо менять. Основные меры государственной поддержки, а они в 2012 году составили 134 млн. рублей, следует переадресовать на развитие малого бизнеса в производственной сфере, социальному предпринимательству, а также на дальнейшее совершенствование работы индустриальных парков - таких как "Тамбов" на ООО "Пигмент", транспортный логистический центр и наукоемкие малые производства на заводе "Ревтруд" и других.
Вызывает озабоченность проявившаяся тенденция снижения числа зарегистрированных в налоговой службе индивидуальных предпринимателей. Их количество сократилось за год на 10 процентов. Подобная ситуация сложилась и в целом по России. В первую очередь это обусловлено ростом социальных платежей для этой категории налогоплательщиков. По этому поводу есть поручение Президента Правительству РФ. Но также необходимо и дополнительное реагирование со стороны органов исполнительной и законодательной власти.
В 2013 году продолжится реализация более 80 инвестиционных проектов в АПК. Прежде всего будет продолжена реализация третьей очереди Программы развития агропромышленного комплекса общей стоимостью 20,8 млрд. рублей. Согласно этой программе, в текущем году должны быть введены в эксплуатацию элеватор и комбикормовый завод, свинокомплексы производственной мощностью более 100 тыс. тонн мяса в год в Жердевском, Сампурском и Знаменском районах. Начато строительство забойного производства в Тамбовском районе на 1,5 млн. свиней в год, а также другие объекты.
Кроме того, строители приступили к возведению первой очереди комплекса по производству индюшатины мощностью 33 тыс. тонн мяса птицы в год в Первомайском районе. Планируется в нынешнем году начало строительства крупного объекта по глубокой переработке зерна в Никифоровском районе, а также ряда других объектов. Их общая стоимость более 40 млрд. рублей.
Но, чтобы все это выполнить, нам нужно дополнительно изыскать не менее 4 млрд. рублей бюджетных средств на строительство объектов инфраструктуры, согласовать с Минсельхозом РФ субсидирование процентной ставки банковского кредита, пройти конкурсный отбор в министерстве среди экономически значимых региональных программ.
Прорывом в птицеводстве может стать новое строительство бройлерной птицефабрики на 100 тыс. тонн мяса в год. Такое производство, как показала практика, имеет высокий запас прочности при ценовых колебаниях на продукцию, а также создает рабочие места более чем для 3-х тысяч человек.
Для получения кредита депутатам областной Думы внесено предложение по формированию уставного капитала за счет бюджетных средств с последующей продажей акций после завершения строительства. Таких проектов может быть несколько. В результате чего область может стать крупнейшим производителем мяса и целенаправленно использовать фуражное зерно внутри области.
Конечно, для получения кредита на этот проект потребуются гарантии федерального бюджета и соответствующие меры поддержки Минсельхоза, Минрегиона и Минфина России. Необходимым условием для реализации инвестиционных проектов является доступность коммуникаций.
Газификация городов по итогам прошлого года практически завершена. Поэтому строительство газовых сетей будет продолжено в основном в сельской местности и в зонах новостроек. В текущем году планируется построить 370 км газопроводов, газифицировать 11 тыс. квартир и домовладений, перевести на газ порядка 250 котельных и топочных разных форм собственности. К началу 2014 года уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, повысится до 92 процентов. То есть соглашение с Газпромом о газификации нашей области за четыре года действует.
Также по программе капитального строительства должно быть построено более 81 км водопроводных сетей, 28 водонапорных башен, 35 водозаборных скважин, канализационные сети и объекты очистки воды.
Хотелось бы высказать слова благодарности членам Совета муниципальных образований, совместно с которыми были определены принципиально новые подходы к проектированию и строительству объектов водоснабжения. Это позволило снизить удельные затраты областного бюджета на их строительство в полтора раза по сравнению с предыдущими годами.
Возведение объектов коммунальной инфраструктуры, как и в прошлом году, будет осуществляться в рамках программ: "Социальное развитие села", "Стимулирование развития жилищного строительства", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", а также программ развития водоснабжения и водоотведения.
Особо хотелось бы сказать о мероприятиях по предотвращению последствий весеннего паводка. Этот год необычный, но из случившегося необходимо сделать выводы на будущее. Не откладывая в долгий ящик, надо будет сделать проекты по очистке малых рек и ручьев и обеспечить их надлежащее содержание. Проинвентаризировать содержание всех водоемов, независимо от принадлежности, и реализовать жесткий график водосброса перед весенним паводком.
И, конечно, долг властей всех уровней - обеспечить безопасность проживания населения в подтопляемых зонах и оказать содействие в ликвидации последствий подтопления жилых помещений.
Вхождение в федеральные инфраструктурные программы и их софинансирование из областного бюджета дало возможность развивать жилищное строительство. В прошлом году на строительство жилья пришлась четвертая часть всех капитальных вложений в основные фонды - 20,2 млрд. рублей.
В текущем году по жилью стоит задача приблизиться к вводу 700 тыс.кв. метров, или ввести 0,65 кв. метра в расчете на одного жителя. Около 70 процентов общего объема составят объекты индивидуального малоэтажного домостроения усадебного типа.
Стимулирование индивидуального строительства будет осуществляться путем предоставления жителям области земельных участков. Для многодетных семей инженерные сети к участкам должны быть подведены за счет государственных средств. В настоящее время на территории области проживает 5395 многодетных семей, из них 624 семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для сведения: за последние полтора года земельные участки под индивидуальное строительство получили более 1300 подавших заявления в муниципальные органы власти семей, которые воспитывают трех и более детей.
В конце прошлого года Федеральным Фондом содействия жилищному строительству были переданы для нужд области два земельных участка из федеральной собственности под малоэтажное строительство общей площадью 364 гектара. Сейчас на эти участки разрабатываются проекты планировки и межевания, готовится проектно-сметная документация для строительства сетей инженерной и социальной инфраструктур. С мая текущего года они также будут выделяться для многодетных семей. Это должно полностью закрыть потребность.
В 2012 году за счет бюджетов всех уровней (90,6 млн. рублей) получили жилье 124 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В текущем году на эти цели будет выделено 127,7 млн. рублей для обеспечения жильем 175 человек. Вместе с тем отрабатывается механизм предоставления временного жилья детям-сиротам, так как очередь после начала выделения жилья выросла более чем в пять раз и составляет 1167 человек.
Будут предусмотрены меры поддержки в соответствии с Положением и для других категорий нуждающихся в жилье льготников. Под потребность в строительстве социального жилья на территории "Нового Тамбова" выделено 403 гектара. Кроме того, для многоэтажной застройки Федеральным фондом РЖС через аукционы передано еще 50 гектаров. Согласно условиям конкурса, уже на второй год после начала освоения на этих площадях необходимо будет ввести не менее 30 тыс.кв. метров жилья. Поэтому все желающие приглашаются к участию в застройке.
Также недалеко от "Нового Тамбова" в поселке Малиновка планируется коттеджная застройка. Министерством обороны передано области 84 гектара земли. Такие же планы будут осуществляться в поселках Трегуляй и Рада.
Оформляются земли для строительства жилья под Котовском - 300 гектаров (оформлено - 170 гектаров), в Мичуринске - 200 гектаров, Кирсанове - 14 гектаров. Эти участки будут предоставляться вновь созданным жилищно-строительным кооперативам. Теперь дело за своевременным их оформлением. В мае должна начаться нарезка и выделение этих участков, а также освоение других территорий в зонах строительства жилья. Задача заключается в том, чтобы выделять землю для строительства домов всем, кто в этом нуждается и желает строить.
Согласно федеральному законодательству, будет продолжена работа по обеспечению жильем молодых семей. В 2013 году на реализацию областной подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" предусмотрено направить бюджетных средств в сумме 172 млн.руб., в том числе из областного и местного бюджетов 119 млн.руб., из федерального бюджета (по результатам отбора) - 52,8 млн. рублей. Это позволит решить жилищную проблему 353 молодым семьям с их долевым участием. Конечно, этого мало, поскольку в очереди стоит сегодня более 7 тысяч семей. Несколько быстрее движется очередь для молодых семей или специалистов по Программе социального развития села. Здесь она продвигается быстрее - за 2 - 3 года.
Активно продолжается строительство квартир для участников Великой Отечественной войны. В прошлом году новое жилье получили 952 ветерана. В текущем году уже поступили средства еще для 882 человек. Осталось 417 ветеранов. Надеемся, что до конца года средства для обеспечения их жильем поступят полностью.
Хорошая динамика роста ипотечного кредитования банками сохраняется и в нынешнем году (более 150%). Областное агентство по ипотечному кредитованию по сути стало институтом развития. С его помощью в прошлом году построено более 900 квартир. В нынешнем эта работа будет расширена с учетом освоения новых площадок под застройку.
Будет продолжено оказание помощи из областного бюджета при ипотечном кредитовании в соответствии с законами области для работников бюджетных организаций. В 2012 году 95-ти семьям была выплачена компенсация процентных платежей, а десяти молодым учителям - произведена оплата первоначального взноса. В текущем году такой поддержкой смогут воспользоваться в соответствии с поданными заявлениями более 200 семей.
Область достаточно стабильно, без больших аварий завершила отопительный период. Это стало возможным благодаря тому, что на протяжении всех последних лет велась большая плановая подготовительная работа. В прошлом году, по оценке Минрегиона, область находилась на пятом месте в РФ по эффективности этой деятельности.
Меняется и характер обращений населения по этим вопросам. Хотя их количество остается самым большим (четверть всех обращений) и не снижается.
Значительно меньше стало заявлений по поводу протекающих крыш, заделки швов в панельных домах, затопленных подвалов.
За последние пять лет капитально отремонтировано 2390 многоквартирных домов, в которых проживает четвертая часть жителей области.
Однако сегодня механизм финансирования ремонтных работ в корне меняется. Законодательно определено, что эти работы теперь должны будут проводиться за счет накопительных счетов самих жильцов. Они и должны определять этапность, виды работ и осуществлять контроль за их качеством.
Согласно этому подходу, каждый многоквартирный жилой дом должен быть отремонтирован по календарному графику в течение 25 лет. Другими словами, жильцы сами должны будут принимать все решения в отношении своей собственности.
Правда, при этом нормативная плата за ремонт должна быть не менее 12 рублей за квадратный метр в месяц, это не всем доступно. В связи с этим с учетом возможных рисков и последствий при реализации такого подхода мною было направлено обращение Председателю Правительства РФ. Также этот вопрос был внесен для рассмотрения на заседании Коллегии Минрегионразвития РФ по итогам 2012 года. Окончательного решения пока нет.
Там, где ремонт невозможен или нецелесообразен из-за ветхости жилого фонда, необходим снос домов и переселение граждан. В прошлом году новое жилье по программам переселения было выделено более тысяче человек. Объем финансирования только за 2012 год составил 231 млн. рублей. В целом же для ликвидации признанных на сегодняшний день аварийными 53 тысяч кв. метров жилья необходимо будет построить не менее 75 тысяч кв. метров новой жилой площади.
В настоящее время наши предложения по реализации этой программы находятся в Федеральном Фонде содействия реформированию ЖКХ и Минрегионе РФ. По Указу Президента РФ ликвидация этого аварийного жилья должна быть осуществлена в течение трех лет. Для этого потребуется по нынешним нормативам не менее двух млрд. рублей.
Ход выполнения Указа недавно был рассмотрен на заседании Президиума Госсовета. Общий контекст обсуждения - недостаток финансирования, срыв сроков. Президентом РФ даны поручения по дополнительной проработке этого вопроса. Но выполнение Указа никто не отменял. Поэтому областная программа сноса ветхого и аварийного жилья в 2012 - 2013 гг. должна обязательно выполняться.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ, все многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета энергоресурсов. Просьба главам органов местного самоуправления эту работу, а также начисление платежей, вместе с общественными советами взять под личный контроль.
В области сформировались условия для кардинальных изменений в содержании и развитии сети автомобильных дорог. На эти цели будет направлено порядка 9 млрд. рублей - это на 44 процента больше, чем в прошлом году. Предусматривается построить, реконструировать и отремонтировать 450 км дорог, включая 116 км федеральных магистралей.
Применение инновационных технологий и материалов, более совершенных методов организации работ позволяет приступить к созданию в области самой современной дорожной сети. Вновь построенные и реконструированные дороги должны быть не только качественными и долговечными, но и оборудованы мостовыми переходами, опорами освещения, стоянками для автомобилей, объектами придорожного сервиса. Такая дорога - 1 категории должна быть построена от Тамбова до Мичуринска до конца 2014 года. Эти же требования следует отнести и к строительству межмуниципальных дорог.
Перед работниками отрасли стоит также задача обеспечить круглогодичный ремонт дорог. Литой холодный асфальтобетон позволяет это делать при любой погоде, что увеличит сроки службы наших дорог, удешевит их содержание.
В текущем году предстоит также завершить процесс передачи дороги Тамбов - Шацк в ведение Федерального Центра. Кроме того, в нынешнем году впервые сделан шаг по наделению городов и районов собственными, пусть небольшими, но постоянными источниками доходов на финансирование строительства муниципальных дорог и проведение благоустройства. Важно, чтобы теперь этот фонд заработал.
Приоритеты экономической политики, проводимой в области, инвестиции в человеческий капитал стали по истечении времени оказывать воздействие на демографическое положение.
В соответствии с майским Указом Президента РФ № 606 "О мерах по реализации демографической политики" к 2018 году продолжительность жизни населения России должна увеличиться до 74 лет (по области этот показатель в 2012 году составил 70,7 года, в текущем необходимо достигнуть 71,2 года).
В прошлом году в области зарегистрировано 10 тысяч 394 новорожденных, или на 324 (3,2%) младенца больше предыдущего. Умерших зарегистрировано меньше на 436 (2,4%) и составило 17 тыс. 386 человек.
При сложившейся за последние пять лет динамике сокращения разрыва между количеством ежегодных смертей и рождений до достижения баланса потребуется порядка десяти лет.
Для ускорения этих процессов было увеличено финансирование здравоохранения. В 2012 году в эту сферу было направлено 10,5 млрд. рублей бюджетных средств, что на 26,9 процента больше 2011 года. А к 2009 году рост составил 1,8 раза.
Согласно программе модернизации здравоохранения на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений за последние два года поступило 4,4 млрд. рублей, из них 1,033 млрд. рублей - средства областного бюджета.
Возведена пристройка к главному корпусу Мичуринской городской больницы, начато строительство хирургического корпуса областной детской больницы. Проведен капитальный ремонт 236 объектов в 58 лечебных учреждениях области. В сферу здравоохранения поставлено 4211 единиц современного оборудования.
Для освоения современных информационных технологий было закуплено более 6 тысяч компьютеров. В 54 учреждениях здравоохранения внедрена запись к врачу через интернет. А в четырех сосудистых центрах области организован телемедицинский обмен данных. Создан объединенный архив медицинских изображений с подключением к нему девяти межрайонных центров.
Начался переход на стандарты оказания медицинской помощи и, прежде всего, по лечению болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний. Именно эти заболевания в структуре смертности населения занимают соответственно 64,4 процента и 13,4 процента.
В результате всех этих мер смертность населения от заболеваний системы кровообращения сократилась на 24 процента.
С введением в строй в онкодиспансере в прошлом году нового лучевого корпуса количество летальных исходов от онкологических заболеваний уменьшилось на 2,9 процента.
Также была организована работа первичных травмацентров, осуществляющих помощь в местах дорожно-транспортных происшествий. Весь парк машин скорой помощи (231 единица) оборудован системой ГЛОНАСС, созданы автоматизированные диспетчерские службы.
Повысилась оперативность оказания неотложной помощи. Число вызовов с временем доезда до 20 минут к пациентам травматологического профиля увеличилось на 7 процентов. В результате смертность сократилась на 4,6 процента.
Мы уже привыкли к тому, что в последние годы в нашей области регистрируется один из самых низких в стране показателей младенческой смертности (4,3 промилле). Это стало возможным благодаря комплексу мер, принимаемых по развитию службы детства и родовспоможения. Отрадно, что такие же высокие показатели в прошлом году достигнуты и по снижению материнской смертности.
Хорошую оценку тамбовчан получила работа медико-социального автопоезда "Забота". В 2012 году им было проведено 47 выездов в дальние поселения области. Осмотрено около 16,5 тысячи пациентов. Впервые было выявлено более 1200 хронических заболеваний.
Как видно, проблема решается, но все-таки недостаточно эффективно. И основной вопрос, с которым приходится сталкиваться в этой сфере, - это нехватка медицинских кадров, особенно в сельской местности. В прошедшем году с этой целью 27-ми молодым врачам выделено по одному миллиону рублей в качестве подъемных средств, в текущем в бюджете предусмотрено 80 млн. рублей. Кроме того, 15 медицинских работников получили в прошлом году субсидии на покупку или строительство жилья по программе "Социальное развитие села" на сумму более 10 млн. рублей. Но этих мер, видимо, будет недостаточно. Потребуются дополнительные меры по привлечению молодых медицинских кадров. Основной упор в этой работе надо будет сделать на выпускников университета им. Державина. Первый выпуск в количестве 110 человек состоится в следующем году и затем медицинский институт будут заканчивать по 70 человек ежегодно.
Следует также признать, что мешают эффективной работе лечебных учреждений другие недостатки, которые снижают удобство пользования медицинскими услугами. Об этом свидетельствуют социологические опросы и обращения населения на сайт главы администрации области. Немалая их часть содержит жалобы на несоблюдение персоналом этических норм, грубость отдельных работников. Причем эти обращения имеют конкретных адресатов. Реакция на такие факты должна быть оперативной и неформальной, ведь здесь затрагивается вопрос профессиональной культуры, которая бесспорно должна быть на самом высоком уровне.
Эффективной профилактикой заболеваний является формирование здорового образа жизни, функционирование центров здоровья, развитие физической культуры и спорта. В 2012 году впервые за всю историю тамбовского спорта средства, вложенные в его развитие за счет всех источников, превысили планку в один млрд. рублей (1,4 млрд. рублей). Показатель инвестиций в расчете на одного жителя области за последние годы вырос более чем в 10 раз. В прошлом году по сводным показателям развития физической культуры и спорта область заняла третье место в ЦФО и 16-е в России.
За отчетный период были введены в строй действующих физкультурно-оздоровительный комплекс в Сосновском районе, крытый ледовый каток "В Радужном", адаптивная спортивная школа и горнолыжный спуск в Тамбове, стадион в Мичуринске, плавательный бассейн в г. Кирсанове, пришкольные стадионы в Котовске и Кирсановском районе.
Начато строительство лыжного стадиона и Центра единоборств в Тамбове, стадиона в поселке Дмитриевка, крытых катков в Мичуринске и Уварово, заказана документация на строительство такого же крытого катка в Моршанске.
Сегодня во многом удовлетворены запросы спортсменов по игровым видам спорта. Идет массовый прием детей в футбольные, хоккейные и другие спортивные школы.
После ввода в эксплуатацию Центра спортивно-адаптивной школы только в январе - феврале текущего года пять тамбовских спортсменов стали чемпионами России. Два из них уже включены в сборную команду страны и примут участие в Сурдлимпийских Играх 2013 года. Дальнейшему развитию адаптивного спорта будет способствовать также завершение строительства в с. Караул Инжавинского района совместно с Газпромом реабилитационного центра спортивного типа для детей-инвалидов.
Предположительно количество людей, занимающихся спортом, в области в нынешнем году должно увеличиться на 5 процентов (до 30 процентов всех ее жителей). Поставленная задача - даже более важная и сложная, чем строительство сооружений. Поэтому прошу ее расценивать как поручение.
Прошедший 2012 год принес положительные изменения в сфере туризма. По сравнению с 2010 годом на 13 процентов увеличился поток туристов. При этом в 5 раз выросло количество иностранных граждан, пожелавших познакомиться с областью. Как результат, в 1,6 раза увеличился объем туристических и гостиничных услуг, который составил 538 млн. рублей.
В последние годы в нашей стране произошел поворот в отношении государства и общества к созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. В соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах инвалидов с 2012 года у нас в области реализуется целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы". В текущем году планируется продолжить паспортизацию и классификацию действующих объектов социальной и транспортной инфраструктуры и приведение их в соответствие с требованиями норм.
В настоящее время в 20 общеобразовательных школах созданы условия для занятий и организации досуга наряду со здоровыми детьми и для детей инвалидов. Проведена соответствующая подготовка педагогов, воспитателей и медицинских работников. Для полного удовлетворения потребности такая работа будет проведена во всех городах и районах в течение ближайших двух лет. Кроме того, все дети-инвалиды, нуждающиеся в дистанционном обучении, проходят его уже сегодня в необходимом объеме.
Создание доступной среды в нашей области затрагивает интересы значительной части жителей, имеющих группы инвалидности, - 135 тысяч человек, или 12,5 процента.
А в целом в области действует 110 видов мер социальной поддержки, их получают около 500 тысяч человек, или почти половина населения. Сумма всех выплат составляет 4,3 млрд. рублей. Но пока они не всегда носят адресный характер и зачастую не направлены на достижение определенных целей.
Для устранения этих недостатков с 2012 года стала применяться новая форма поддержки малоимущих семей - социальный контракт. Согласно этому подходу и государство, и граждане берут на себя конкретные обязательства на определенный период. За прошедший год на условиях социального контракта была оказана помощь 39 семьям, из них 35 семьям, которые находились в трудной жизненной ситуации, и 4 семьям, попавшим в социально опасное положение. В нынешнем году эта практика будет продолжена в отношении малоимущих и одиноко проживающих граждан с целью оказания им адресных мер поддержки.
Ощутимые результаты в прошлом году были получены в работе по поддержке детей, нуждающихся в помощи государства. В сравнении с 2010 годом, в 1,5 раза больше было возвращено детей-сирот в кровные семьи. Вдвое увеличилось количество семей, снятых с учета как неблагополучные, а количество детдомовских детей сократилось на 18 процентов. В 1,5 раза выросло число приемных семей, в них сейчас воспитывается 362 ребенка.
В целом же 80 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, были определены в замещающие семьи. Для этого в прошлом году было открыто новое областное учреждение "Многофункциональный центр оказания комплексных услуг семьям и детям". Его работа организована в режиме одного окна, в том числе в дистанционной форме. Только в 2012 году здесь получили помощь и поддержку более 4 тысяч человек.
Эта работа построена на понимании того, что социальное сиротство - это проблема не только отдельно взятого ребенка, но и семьи, и общества в целом.
Делая акцент на повышение роли семейного воспитания, нам все-таки следует учитывать, что и сам институт семьи в последние годы претерпевает существенные изменения. Сейчас много неполных семей, семей, живущих в гражданском браке. Так, только в 2012 г. в семьях, живущих в гражданском браке, родилось 1300 детей.
С учетом таких процессов, видимо, следует больше внимания уделять профессиональной подготовке родителей в замещающих семьях, оценить возможность приема в такие обученные семьи двух и более детей-сирот. А также рассмотреть вопрос об установлении для таких семей трудового стажа и соответствующей оплаты труда за воспитание детей.
И еще один очень важный вопрос. Необходимо определиться с использованием высвобождающихся сегодня детских домов. Предлагается не ликвидировать их, как сделали в некоторых регионах, а трансформировать в сеть Центров семейного устройства детей и помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этих Центрах, например, могут быть трудоустроены в качестве воспитателей прошедшие подготовку родители из многодетных замещающих семей.
Поддержка семей с детьми стала приоритетным направлением в проводимой социальной политике. Прежде всего это относится к детским садам. Был период, когда дошкольные учреждения не были востребованы, а их здания использовались в иных целях.
Два-три года назад очереди в детские сады области резко выросли, дефицит мест составлял более 7 тысяч человек. Эта тема стала резонансной и широко использовалась в ходе предвыборных кампаний.
Но уже в 2012 году область была отмечена Правительством РФ в числе восьми регионов, где полностью ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Но до конца проблема дефицита мест не решена. Около 1200 детей до 3-х лет нуждаются в устройстве в детские сады. Для многих матерей, особенно в городах, это реальная возможность продолжить работу уже через год после появления на свет ребенка. Решив эту задачу, мы сможем повлиять на повышение рождаемости детей.
Поэтому было принято беспрецедентное решение (под полную потребность) об одновременном строительстве 12 новых и капитальном ремонте еще такого же количества детских садов в текущем, 2013-м году. По условиям конкурсных торгов строительство этих объектов начато за счет собственных средств подрядных организаций и кредитов банков с последующим поэтапным возмещением затраченных средств в пределах трехлетнего бюджета области.
Также для решения локальных проблем будем активно поддерживать семейные (их сегодня уже 32) и негосударственные детские сады.
В 2012 году продолжилась реализация программы "Модернизация системы общего образования", создавались условия для перехода на новые государственные образовательные стандарты. Решалась задача повышения статуса и зарплаты педагогам.
И в целом запланированные показатели были выполнены. В соответствии со стандартами, 80 процентов школьников области обучаются в полностью оборудованных школах. В 2007 году этот показатель был менее 5 процентов.
Объем инвестиций в сферу образования в 2012 году составил более 2,5 млрд. рублей. По программе "Школьный автобус" в области курсируют 369 автотранспортных единиц по 415 маршрутам. Внедрены их централизованное техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение, система "ГЛОНАСС".
Сегодня в области действует 126 социально-культурных центров. Ежегодно вводятся в строй новые здания школ, которые признаны лучшими проектами в стране.
Так, в прошлом году в с. Татаново была открыта уникальная "Школа агробизнеса - Тамбов". Это целый комплекс, выполняющий функции ресурсного центра агробизнесобразования. Здесь не только учащиеся проходят обучение, но и повышают квалификацию педагоги профильных сельских школ всей области. По подобному проекту сейчас возводится здание школы в Петровском районе.
Эти образовательные учреждения и социально-культурные центры стали базой для развития дополнительного образования. С 2008 года оно было приравнено по статусу к общему образованию. Введено его нормативное финансирование. На сегодня охват им детей от 5 до 18 лет достиг 66,7 процента (общероссийский показатель - 58 процентов). В соответствии с Указом Президента РФ, к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, должно быть доведено до 75 процентов.
Другим важным направлением развития общего среднего образования является его профессионализация. В последнее время с ростом экономики вырос и спрос на квалифицированные рабочие кадры. Для их подготовки в базовых школах открыты 76 колледж-классов, повсеместно проводится работа по профильному обучению детей.
Кроме того, в начале 2012 года была завершена передача федеральных учреждений среднего профессионального образования в ведение региона. Это позволило приступить к реструктуризации этой системы: были закрыты невостребованные направления подготовки и открыты 23 новые по профессиям и специальностям, на которые есть спрос работодателей. Однако начатая работа еще не завершена.
Утверждена новая модель управления сетью учреждений профобразования. В соответствии с потребностями основных отраслей экономики создано 12 образовательных кластеров, которые будут вести подготовку кадров в привязке к конкретным рабочим местам. Предполагается также создать механизм стимулирования и ответственности за качественную подготовку и закрепление молодых специалистов в области.
Со временем мы должны будем образовать территориальный ССУЗ для обеспечения экономики профессиональными рабочими кадрами и руководителями среднего звена.
Для этого необходимо будет, согласно прогнозам, увеличить количество обучающихся в сфере среднего профессионального образования не менее чем в полтора - два раза и создать современную базу для качественной подготовки специалистов по ведущим направлениям развития экономики области.
В соответствии с требованиями майских Указов Президента РФ, в 2012 году был организован жесткий контроль за уровнем оплаты труда специалистов основных профессий в сфере образования и здравоохранения. В результате средняя зарплата педагогических работников в прошлом году увеличилась на 28 процентов и к концу года достигла уровня средней величины по области, которая в свою очередь выросла за год на 18 процентов и составила 16900 рублей. В 2013 году, согласно прогнозам, средняя заработная плата должна будет увеличиться еще на 12,7 процента и составить не менее 19000 рублей.
Для специалистов всех других бюджетных отраслей разработаны "дорожные карты" роста зарплат, которые согласованы с соответствующими федеральными министерствами. Организован ежемесячный мониторинг их выполнения.
Особое отношение в отчетном периоде было к культуре.
В области в прошлом году прошли крупные фестивали и масштабные выставки. Введенная для стимулирования творческих коллективов система грантов позволила вдвое увеличить выезды в сельскую местность. Выросло и количество детей, занимающихся художественным творчеством.
На днях после реконструкции откроется областная универсальная библиотека им. А.С.Пушкина. Здесь будет предоставлена возможность прямого доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки, Российской государственной библиотеки, другим информационным центрам страны.
Практически завершена разработка программного комплекса "Электронная библиотека Тамбовской области". В ее фонды включено около 800 уникальных краеведческих книг. Создан единый портал общедоступных библиотек области.
На 49 объектах культурного наследия выполнены ремонтно-реставрационные работы. Начато восстановление домов Асеева в Тамбове и Рассказово.
Запоминающимися для всех поколений были торжества, посвященные 75-летию нашей области. С прошлого года 27 сентября стал Днем Тамбовской области.
Нынешний год объявлен на Тамбовщине Годом культуры. Это решение поддержано федеральным Министерством культуры. Существенно увеличились зарплаты работников в этой сфере. В текущем году они вырастут еще в среднем на 50 процентов. Следующий год станет общероссийским Годом культуры.
Но смысл Года культуры не только в особом отношении к этой сфере. Важно, чтобы в обществе сформировалась потребность в укреплении нравственных норм, духовных ценностей. Ведь защищать государство, противостоять фальшивым ценностям, отбросить излишнюю политизацию общественных отношений и преодолеть зло, которое накопилось в обществе, способен только образованный и обладающий внутренней культурой современный человек. Для этого всем нам необходимо осмыслить роль и значение культуры, духовного начала в нашей общественной и личной жизни.
Во время недавней встречи с представителями сельской интеллигенции было высказано предложение о проведении съезда интеллигенции области, где можно было бы все это обсудить. Мы договорились, что перед этим было бы полезно провести такие собрания в селах, районах, городах, по возможности вовлечь в эту подготовительную деятельность как можно больше людей.
В Год культуры мы просто обязаны объединить усилия всех по-государственному мыслящих людей, выработать внятную широкую программу действий по просвещению, укреплению патриотических начал в обществе. Сделать все, чтобы культура, высокие моральные принципы вошли в нашу жизнь.
У нас есть все шансы сделать так, чтобы выработанные на Тамбовщине подходы, предложения, проекты легли в основу Российского Года культуры.
Сегодня люди восприимчивы к созидательным инициативам и сами готовы активно участвовать в их реализации, если дело правильно организовано.
Примером может служить так называемый проект "Народная инициатива". Согласно этому проекту премиальные средства, выделенные Правительством РФ нашей области за шестое место в России по итогам 2011 года, были переданы на уровень муниципалитетов, и люди сами определяли, как и куда их потратить. При этом мы увидели небывалый отклик: в собраниях приняли участие более 62 тысяч человек, в поддержку тех или иных предложений собрано свыше 100 тысяч подписей.
Недавно я встречался с руководителями общественных советов, которые были созданы в органах самоуправления по реализации этого проекта. Многие из них до сих пор функционируют. Было принято решение продолжить такую работу и в этом году. Но народная инициатива должна стать не разовым проектом, а нормой взаимоотношений власти и населения. Ведь неприятие в обществе многих реформ происходит из-за того, что они, как правило, спускаются сверху и не учитывают мнения людей. В нашем опыте, напротив, проявились и активность, и вовлеченность жителей в эти процессы.
Следует более внимательно относиться к инициативам, дорожить доверием людей.
Население области, как показывают социологические исследования, очень чутко реагирует на состояние дел в здравоохранении, образовании, спорте, ЖКХ и по всем другим направлениям реализации национальных проектов.
Сегодня на сайт главы администрации области поступает большое количество обращений. По поднимаемым в них проблемам можно оценить, насколько эффективно или неэффективно решаются социально значимые вопросы.
Практически не стало обращений по газификации, редко стали поступать сигналы о незаконных поборах в школах и детских дошкольных учреждениях, снята острота вопроса платности образования и ряд других. Ранее эти темы были резонансными.
Но обострились проблемы состояния дорог. Кстати, количество обращений на эту тему увеличилось пропорционально росту объемов выделяемых средств на дорожное строительство. То есть люди заинтересованно подходят к качеству работ на каждом участке. И надо найти форму, как поддержать эту активность. Не глушить инициативу людей, а наоборот, организовать диалог и взаимодействие.
Другой злободневной проблемой в последнее время стало жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, работа управляющих компаний. Конечно, здесь должен быть наведен порядок. Но сводить все меры только к контролю и поиску нерадивых лиц, к чему вся шумиха в прессе сегодня сводится и настраивает людей, - было бы опрометчиво.
Эта сфера годами недофинансировалась. А кроме того, тарифы на энергоресурсы "не берутся с потолка", а имеют фиксированное значение и их величина не зависит от чьих-либо эмоций. То есть, если бы были простые решения, то они давно уже были бы найдены.
Предлагается совместно с общественностью и специалистами разработать и утвердить в виде закона области регламент, который бы регулировал вопросы взаимоотношений и сферы ответственности всех участников этого процесса - жильцов, управляющих компаний, эксплуатирующих организаций, поставщиков энергоресурсов и местных органов власти. Из-за неразберихи сегодня в этих вопросах много спекуляций и перекладывания каждым своей ответственности на других.
Можно было бы рассмотреть также в качестве альтернативы создание подчиненных муниципалитетам управляющих жилищных компаний. Такие подходы сейчас вынашиваются в Москве и Ст. Петербурге.
В сентябре текущего года мы должны будем сформировать, по сути, всю власть на местах. В области в нынешнем году пройдут около 500 выборных кампаний. Граждане будут избирать самую близкую к ним власть, и надо сделать все, чтобы к руководству органов местного самоуправления пришли люди инициативные и ответственные, с желанием работать.
С развитием многопартийности политическая борьба на выборах усиливается. Сейчас в нашей области зарегистрировалось уже 32 партии. Растет число общественных организаций, которые собираются активно участвовать в выборной кампании.
Но многопартийность - не самоцель. Парламентские и только что зарегистрированные партии отличаются друг от друга. У одних есть устойчивый рейтинг, кадровый состав, свой избиратель, выборные структуры. У других же пока только желание любой ценой победить. А предвидя поражение, все заведомо списывается на фальсификацию выборов.
С целью предупреждения подобных заявлений, облизбиркомом принято решение о равном представительстве в составе избирательных комиссий всех участвующих в выборах партий.
Поэтому задача органов власти всех уровней - обеспечить открытость и честность политической борьбы, чтобы ни у кого не было повода усомниться в результатах голосования. Ведь доверие к выборам - это доверие к власти.
Открытость власти - это не только прозрачность выборных процедур или принятия решений, но и обновление кадрового состава. Чтобы в систему государственной и общественной жизни, систему власти вовлекались наиболее талантливые и общественно активные люди.
Являясь членом "Единой России", я поддерживаю проводимые этой партией предварительные голосования, т.н. праймериз, широкое выдвижение кандидатур через интернет и в целом опору на широкую общественность. Но, в то же время, считаю недопустимым искусственно подбирать людей по политическим предпочтениям, не замечая того, что они предлагают, или вообще не слышать их.
Сегодня у нас главой администрации Бондарского района является член ЛДПР, совсем недавно главой администрации города Кирсанова стал член партии "Справедливая Россия". Допускаю возможность прихода в исполнительную власть и членов КПРФ. Ранее это уже было. Главное состоит в том, чтобы эти люди готовы были к непростой ежедневной работе, имели опыт управления и соответствующую подготовку. Дело ведь не в партиях, а в личностях!
Власть и общество ничто так не объединяет, как ясные цели и общие задачи. Наша главная цель - это создание благополучной, комфортной для проживания среды, успешной во всех отношениях Тамбовщины.
Спасибо за внимание!


------------------------------------------------------------------